1. Приспособление к окружающей среде. Опыт
показывает, что мощным источником стресса для
школьников, сдающих ЗНО (ВНО внешнее независимое оценивание), является незнакомое
место проведения экзамена и незнакомые педагоги
— члены экзаменационных комиссий. Для
ослабления влияния этого стрессогенного фактора
на учащихся целесообразно по возможности
побывать на месте проведения будущего экзамена,
осмотреться, отметить достоинства и недостатки
этого места.
Для того чтобы снизить тревогу школьников,
связанную с присутствием на экзамене «чужих»
учителей, администрации школы, стоит пригласить
членов экзаменационных комиссий на встречу с
учащимися. Цель этой встречи — демонстрация
приглашенными педагогами доброжелательного
отношения к детям, готовности к пониманию и
поддержке их в предстоящем испытании.
2. Переименование. Известно, что
зачастую наибольшую тревогу вызывает не само
событие (например, предстоящий экзамен), а мысли
по поводу этого события. Можно попытаться
регулировать ход своих мыслей относительно
экзамена, придавая им позитивность и
конструктивность. Полезно дать позитивное или
нейтральное мысленное определение экзамену,
делающее восприятие этого события более
спокойным: не «трудное испытание», не «стресс»,
не «крах», а просто «тестирование» или
«очередной экзамен».
3. Разговор с самим собой. Часто школьников
пугает неопределенность предстоящего события,
невозможность проконтролировать его ход. Для
того чтобы снизить тревожность учащихся по
поводу непредсказуемых моментов при сдаче
экзамена, можно порекомендовать им поговорить с
самими собой (можно с родителями или товарищами)
о возможных стрессовых ситуациях на экзамене и
заранее продумать свои действия. Следует
спросить себя, какая реальная опасность таится в
этом событии, как выглядит худший результат и что
в этом случае нужно будет сделать. Каковы
возможные трудности экзамена для меня лично и
как их облегчить?
4. Систематическая десенситизация. Этот
метод разработан Иозефом Вульпе и заключается в
следующем: воображая и переживая ситуацию,
вызывающую тревожность, человек должен
выработать реакцию, несовместимую с чувством
тревоги (например, расслабиться). Чтобы
использовать эту технику применительно к
предстоящему экзамену, школьнику можно
составить «лесенку» ситуаций, вызывающих страх.
Эта лесенка представляет собой
последовательность шагов (действий), которые
приводят к тревожному событию. Например:
— Встать утром и выслушать мамины указания.
— Сбор около школы и разговоры с друзьями об
экзамене.
— Поездка на место проведения экзамена.
— Рассаживание по местам.
— Получение тестовых бланков.
— Заполнение бланков — титульных листов.
— Решение заданий...
После перечисления всех тревожных ситуаций
школьнику стоит представить себя в каждой из них
на 5 секунд, а затем расслабиться. Важно
последовательно переходить от одной ситуации к
другой по составленной цепочке. После этого
можно увеличить время представления и
расслабления до 30 секунд. Если возникают
трудности с представлением, можно еще более
детализировать шаги.
Комментариев нет:
Отправить комментарий